top of page

Вылечи мне душу. Беседы с тульскими психологами.

  • Интервью для медиасообщества "За
  • 8 апр. 2019 г.
  • 4 мин. чтения

Обновлено: 26 дек. 2022 г.


Мы спросили о том, что их привлекает в профессии, что характеризует хорошего психолога, когда нужно идти к психологу. Также мы побеседовали о том, как связаны психология и религия и что делать, если на консультацию пришел человек, совершивший тяжкое преступление, и попросили дать простой инструмент для борьбы со стрессом.

психолог Ольга Тимонина

Ольга Тимонина

Стаж консультирования 22 года

Мое главное удовольствие от работы в том, что мне приятно смотреть, как человек меняется с моим участием. Нельзя сказать, что это я делаю, но я чувствую себя сопричастной. К тебе приходит депрессивный человек — уходит радостный. Это непередаваемые ощущения.

Сколько нужно времени на то, чтобы решить проблему человека, точно сказать невозможно. Моя самая короткая сессия длилась всего три вопроса. Эффект был потрясающий. Человек зашел, рассказал мне в трех словах свою проблему, я задала три вопроса, потом пошел поток слез, мне сказали спасибо и ушли. Через год я выяснила, что у человека решилась проблема.

Грамотный психолог знает ограниченность собственных возможностей. Он не считает себя магом и волшебником. Он признает за человеком право жить так, как ему хочется, даже если с его точки зрения это неправильно. Есть «правильно» с точки зрения клиента — то, что ему подходит в данный момент — и никаких других ориентиров, наверное, не существует. Хороший специалист умеет работать с болью и не пытается за счет вас решить собственные проблемы. Адекватный психолог не старается во что бы то ни стало сделать клиенту приятно, но и выворачивать человека наизнанку напрасно тоже не будет.

Психолог может дать волю своим чувствам на консультации. Легко. Только это делается не потому, что он сейчас живет в своих переживаниях, а с целью помощи клиенту. Иногда происходит присоединение к клиенту — очень глубокий контакт, когда вы начинаете в определенной степени сопереживать. Например, клиент не может выразить свои чувства, а вы чувствуете, что подкатывают слезы. Это не значит, что вы должны выплакать эти слезы вместо клиента, но вы можете ему озвучить свое ощущение. Клиент пытается прочувствовать, есть ли у него сходные ощущения.

Смеяться? Сколько угодно. С клиентами смеюсь очень часто. Иногда мы высмеиваем их проблемы, причем вместе. Была консультация совершенно феноменальная, длилась она четыре часа — это само по себе уже интересно. Пришла дама, тоже психолог, профессионал, с суицидальными попытками. Я не знаю почему, я засмеялась в какой-то момент интуитивно. Она подхватила, и дальше мы четыре часа смеялись. За это время мы высмеяли все ее проблемы, причем не потому что я над ними издевалась. Клиентка позволила себе впервые в жизни иронизировать над своими поступками, скинуть эмоциональное напряжение. Больше суицидальных попыток не было. Что это было, мы не знаем. Если говорить с точки зрения психологии — возможно, я раскрепостила ее внутреннего ребенка. В тот момент я этого не осознавала. Я просто выразила свою эмоцию в коротком смехе, человек подхватил, и это помогло.

Поэтому смеяться — можно, грустить — можно, злиться — можно. Я могу абсолютно спокойно сказать клиенту: «сейчас у меня появилось раздражение, давайте анализировать, как мы пришли к этому моменту». Это оправдано, если клиент жалуется на конфликтные отношения с окружающими. Психолог — это не бездушное существо, которое сидит, ничего не испытывает, ничего не чувствует — нет. Иногда живой обмен эмоциями помогает клиенту продвинуться в решении своих проблем.

Если вы понимаете, что у клиента есть серьезное намерение совершить тяжкое преступление, с юридической точки зрения есть закон об оказании психиатрической помощи. Человек может быть помещен на лечение, если он представляет опасность для самого себя или для окружающих. Я бы в такой ситуации позвонила юристу.

К сожалению, у нас очень много пробелов в юридических аспектах работы психолога. Но если к вам человек пришел с уже совершенным преступлением, в принципе, вы обязаны работать с его переживаниями по этому поводу. За пределами кабинета ты его воспринимаешь как убийцу, как опасного человека, но когда он сидит перед тобой за столом, то ты воспринимаешь его как личность. Cразу кидаться доносить в этот момент не тянет, наверное. Психолог часто выступает в роли адвоката человека перед ним самим, и роль судьи или прокурора ему непривычна. Когда попаду в эту ситуацию, я сделаю выбор, опираясь на юридические нормы.

Я думаю, что совмещать психологию и религию не очень эффективно. Что вы, например, будете делать, если к вам пришел человек другого вероисповедания, и у него другие правила? Религия – это свод правил, это морально-этический кодекс, которому вы должны следовать, так ведь? Психология, в принципе, иногда разрешает человеку поступки, расходящиеся с моралью. Если человек полюбил женатого, это преступление? Что мы будем делать? Учить его, что нельзя любить, или будем работать с его переживаниями? В этом-то и проблема. В принципе, внутренний конфликт возникает в ответ на некие внешние запреты. Религия их накладывает. Как вы будете снимать эти противоречия, если вы действуете в рамках этих запретов?

Любое эмоциональное напряжение легко скинуть через физическое. Например, если вы начинаете говорить на выдохе, вы начинаете расслабляться. Когда мы начинаем заглатывать воздух, мы уходим в нервное напряжение еще больше. Расслабляет дыхание, при котором выдох в два раза длиннее, чем вдох.

Если вы чувствуете, что напряжены, значит у вас напряжены мышцы. Все наши эмоции фиксируются в мышцах. Поэтому вы можете просто их расслабить, встряхнуть руки, ноги, походить, поболтать, выпить воды. Главное, чтобы мышцы расслабились. Не можете расслабить их — возьмите и напрягите до максимума и поддержите напряжение столько, сколько сможете. Нечего воевать с собой. Через полторы-две минуты мышца расслабится — она не может держать напряжение долго. Расслабившаяся мышца влечет за собой снятие эмоционального напряжения.

Если вас захлестывают эмоции, а вам нужно быть спокойным и говорить разумно, есть элементарные вещи. За эмоции отвечает левая рука. Поэтому, если вам надо успокоиться, вы просто берете левую руку и фиксируете ее любым доступным вам способом. Вы можете сесть на нее, взяться за край стола, взять под левую руку какую-то тяжелую папку. И на две-три минуты вам станет спокойнее, ваша речь будет более логичная и ровная.

Если вам нужны критерии психического здоровья, то у меня в блоге есть статья об этом. Вообще это сформулировать очень сложно — проще описать отклонения от нормы. В целом здоровый человек — это психологически зрелый человек, который понимает, что проблемы случаются, и умеет эффективно, не затягивая, с ними разбираться. Он признает, что несовершенен, знает свои несовершенства, но может менять свою жизнь в зависимости от жизненных обстоятельств.


Comentários


Não é mais possível comentar esta publicação. Contate o proprietário do site para mais informações.

Ольга Станиславовна Тимонина. Профессиональный психолог.

+7-906-627-16-85

  • Instagram
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
bottom of page