top of page

Скажи мне, чем ты болен, и я скажу кто ты. Часть 2. ГИПЕРТИРЕОЗ

  • Ольга Тимонина
  • 7 авг. 2019 г.
  • 3 мин. чтения

Обновлено: 20 окт. 2021 г.


Это люди с сильной психологической зависимостью от конкретного человека.

Довольно часто, на приёме у психолога, они описывают свои отношения с человеком как «сильную привязанность», «крепкую связь», «давящие», «запутанные». Можно трактовать эти слова буквально, как говорящие о наличии узлов в щитовидной железе. Это прекрасный пример органической речи, влияющей на физиологию.

Ф. Александер называл таких больных людьми, которые «всю жизнь пытаются выдержать борьбу со своим страхом». Это ответственные, деятельные люди, активно стремящиеся помогать окружающим, быть им полезными. У них нарушено чувство защищённости. Обычно это связано с утратой родителя (смерть/развод), родительским отвержением или нездоровыми семейными взаимоотношениями, пережитыми в раннем детстве. Неудовлетворённое в полном объёме нормальное стремление к формированию близких привязанностей и становится впоследствии основой для развития психологической зависимости, неустойчивой самооценки.

Страх и потребность в зависимости чаще всего не полностью ими осознаются, вытесняются, проявляются косвенно.

Больные часто используют стремление к социальному успеху, трудолюбие, общественно полезную деятельность как способ самоуспокоения. Их усердие границ не знает и существует риск появления симптомов переутомления, истощения. Редко обращаются за помощью, предпочитая рассчитывать на себя. Про многих из них говорят, что это люди, не умеющие отдыхать, расслабляться. Мужчины с гипертиреозом нередко становятся трудоголиками.

Психологическая зависимость от другого человека может как признаваться больным, так и отрицаться, но всегда прослеживается в поведении. Рассмотрим на примерах.

Мать (74 года) и дочь (49 лет). Обе давно имеют проблемы со щитовидной железой. Живут раздельно. Мать в детстве пережила развод родителей. Отношения с каждым из них складывались не просто. Мама больной много работала и устраивала личную жизнь, отличалась сложным характером (сама выросла без родителей). Отец после развода жил в другом городе с новой семьёй, общался с дочерью редко. После замужества больная посвятила свою жизнь мужу – создавала уют, воспитывала достойных своего отца детей, стремилась помочь в карьере. Свою карьеру развивала мало, но проявляла повышенную активность в общественной деятельности на работе и по месту проживания. С возрастом здоровье мужа пошатнулось и женщина организовала всю свою жизнь и, во многом, жизнь своих детей как непрерывную борьбу за здоровье и долголетие супруга, с годами всё больше и больше инфантилизируя его. Это дарит ей комфортное ощущение собственной незаменимости, полного обладания другим человеком, неразрывности их отношений до последнего вздоха одного из них. Частично осознаёт и признаёт свою психологическую зависимость от мужа.

Её дочь имеет свою собственную семью. Выросла в обстановке требований соответствовать высокому социальному статусу отца, под гнётом фраз «что скажут люди» и «не опозорь семью». Вместо безусловного принятия матерью, её «лепили как образцово-показательного ребёнка». Во взрослом возрасте отношения с матерью складываются непросто. Ежедневно звонит матери, в процессе разговора обязательно ссорятся («она категоричная, не слышит чужого мнения»), дочь «бросает трубку» и на следующий день звонит опять. Сценарий в неизменном виде воспроизводится много лет. До сорока лет ходила с мамой на рынок покупать себе одежду – «нужно, чтобы кто-то посмотрел со стороны». Ругались «из-за несходства вкусов», но на следующий день возвращалась на рынок одна и покупала то, что было рекомендовано мамой накануне. Имеет много одежды, такой же как у матери (при разнице в возрасте 25 лет!). В случае бытовых аварий в своей квартире временно переезжает к матери, где продолжает с ней ругаться по пустякам. Так же как и мать мало занимается карьерой, но является ярой активисткой на работе и по месту жительства. Копирует увлечения матери, но раздражается, когда ей на это указывают. Читает книги по питанию и часто применяет рецепты оздоровления, предложенные матерью. Когда мать одобряет её выбор лечения и пытается оказать поддержку, огрызается, обвиняет в том, что та лезет в её дела, но потом сама же и рассказывает о результатах применения метода. Категорически отрицает свою психологическую зависимость от матери.

Внешне больные производят впечатление зрелых и успешных. Некоторые авторы считают, что символический смысл данного заболевания выражается фразой: «Если матери нет рядом, мне нужно стать таким как она, чтобы суметь без неё обходиться».

Список источников:

Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.

Малкина - Пых И.Г. Психосоматика/ И.Г. малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2010. - 1024 с. - (новейший справочник психолога).


Comments


Commenting on this post isn't available anymore. Contact the site owner for more info.

Ольга Станиславовна Тимонина. Профессиональный психолог.

+7-906-627-16-85

  • Instagram
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
bottom of page